istrarf (istrarf) wrote,
istrarf
istrarf

Мария Нефёдова: «Фольклор, как птица феникс»

В преддверие концерта Ансамбля Дмитрия Покровского с программой «От фольклора до авангарда», который состоится 30 января 2016 года 17:00 в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим», корреспондент Истра.РФ встретился с музыкальным руководителем Ансамбля Марией Нефёдовой.

 

Мария, расскажите об истории и развитии Ансамбля.

- Ансамбль был создан в 1973 году замечательным музыкантом и исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским, как своего рода экспериментальная лаборатория для изучения и освоения разных исполнительских традиций народной музыки. Ансамбль стал первым музыкальным коллективом, в котором объединились научный подход к изучению фольклора и его профессиональное сценическое воплощение, а традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой. В те годы это было своего рода революцией. Своим появлением Ансамбль Покровского в корне перевернул все бытующие тогда в обществе представления о народном искусстве и, в особенности, возможностей его исполнения со сцены, и послужил толчком к началу активного молодежного фольклорного движения. Начался просто фольклорный бум. Деятельность Ансамбля - концертная, экспедиционная, исследовательская, просветительская, невероятно повысила интерес к русскому традиционному искусству и как явлению всей мировой культуры.

В 1986 году в Московском государственном Университете им. Ломоносова состоялся первый совместный концерт Ансамбля Дмитрия Покровского и ансамбля «Paul Winter Consort». По инициативе Пола Уинтера, известного американского саксофониста, многократного лауреата музыкальной премии «Grammy», создателя направления «экологический джаз», был реализован первый советско-американский музыкальный проект «Earthbeat» (Пульс Земли). Изданный в США лейблом Living Music Records и в СССР фирмой «Мелодия» диск приобрел огромную популярность. Пластинка была номинирована на премию «Грэмми», а два ансамбля с ошеломляющим успехом проехали с гастрольным туром по всем штатам Америки. В 1990 году Ансамбль Покровского по приглашению Питера Гэбриэла участвовал в работе над его диском «Us» и записал на его студии альбом «Wild Field», положив начало «русской волне» в направлении World music.

В 90-х гг. увлечение народной музыкой достигло своего апогея, и количество фольклорных ансамблей и студий по стране перевалило за десятки сотен. А Дмитрий Покровский со своим Ансамблем уже был далеко впереди: создав мощнейший импульс этой волны, он искал новые пути, доказывающие единство народной и авторской музыки. В 1994 г в Нью-Йорке состоялась поистине сенсационная премьера «Свадебки» И.Стравинского в исполнении Ансамбля Покровского. Это сложнейшее произведение, за которое берутся не все академические коллективы. Одновременно вышел наш одноименный диск, выпущенный студией Electra Nonesuch, где гениальная музыка Стравинского была представлена вместе с народными песнями, вдохновившими композитора. И вот именно Ансамбль Дмитрия Покровского, который, к слову, никогда не был коллективом чисто фольклорным, тем более этнографическим, сумел поставить народную музыку на один уровень с классической, выступая в Бруклинской Академии музыки, Сиднейской опере, Венской филармонии, на самых престижных музыкальных фестивалях...

В 1996 году в 52 года ушел из жизни Дмитрий Покровский. Его смерть потрясла всех. Но Ансамбль решил, что самой лучшей памятью об ушедшем учителе будет достойное продолжение его дела. В 1998 году по инициативе Юрия Петровича Любимова Ансамбль Дмитрия Покровского получил статус творческой мастерской Театра на Таганке. Это, фактически, тогда спасло коллектив, помогло нам сохраниться, выжить и продолжить работу. Артисты сохраняли и расширяли репертуар, создавали новые программы и были заняты во многих спектаклях Таганки. После ухода Ю.П.Любимова из театра на Таганке летом 2011 года новое руководство театра упразднило свою музыкальную мастерскую. В 2012 году Ансамбль организационно вошел в состав Москонцерта.

Сейчас Ансамбль выступает с концертами и продолжает экспедиционную работу. Зная уникальные возможности коллектива, с нами сотрудничают многие известные музыканты - Алексей Айги, Татьяна Гринденко, Борис Березовский, дирижеры - Томас Адес, Майкл Тилсон Томас, Теодор Курентзис, Феликс Коробов, театральные и кинорежиссеры -Валерий Фокин, Андрей Смирнов, Николай Досталь, Кама Гинкас. Пишут специально для Ансамбля Покровского музыку интересные современные композиторы - В.Мартынов, А. Раскатов, В.Николаев, И.Юсупова, М.Шмотова и др. В Ансамбле их привлекает виртуозность владения разными народными певческими стилями, в органичном синтезе фольклора с современностью, в умении создать из традиционной музыки - новую, превратить ее в явление мировой культуры, лишенное территориальных границ.

 

- Мария, расскажите об особой певческой школе, которая существует в Ансамбле Дмитрия Покровского.

- Певческая школа Ансамбля - это наш способ работы. Она открывает перед людьми возможность петь любую музыку: классическую, авангардную и музыку разных фольклорных традиций. Артисты Ансамбля на сцене должны уметь перевоплощаться подобно артистам театральным. Например, наши стилевые программы знакомят зрителей с разнообразием традиций русской культуры: сейчас спели донскую казачью песню, а следующая будет из Архангельской области, а потом из Курской области. Мы должны уметь звуком передать все неповторимые особенности этих удивительных по красоте песен так, чтобы зрители почувствовали разницу в их характере, ладах, мелодике, ритме, пластике, образности, энергетике, темпераменте. Исполняя авторскую музыку, мы умеем находить и «вытаскивать» скрытую драматургию сочинения.

Такие навыки дает школа Ансамбля Дмитрия Покровского. Для того, чтобы этому научиться, человек должен любить то, чем он занимается и быть открытым всему новому. Существует такое понятие, как «звук Ансамбля Покровского», он тоже характеризует эту школу. Совсем недавно в Америке мы показывали одну из самых востребованных наших программ - «Свадебку» Игоря Стравинского и народные свадебные песни юго-западных областей России. Подходили зрители, которые были на наших концертах еще в конце 80-х, и удивлялись тому, что сразу узнавали наше «специфическое» звучание. Это для нас очень ценно. Мы стараемся развиваться, и, несмотря на то, что Ансамбль уже почти 20 лет живет без Дмитрия Покровского, школа Ансамбля существует.

- В чем главная ценность Ансамбля Дмитрия Покровского для русского искусства?

- Мы стояли и стоим на том, что русская традиционная музыка является основой всей великой русской музыкальной культуры. Люди достойны того, чтобы их не только постоянно развлекали, но и помогали им лучше узнать свою историю, свой язык, свое традиционное искусство. Наш народ со своей традиционной культурой, к сожалению, знаком очень слабо. У большинства людей очень приблизительные, если говорить мягко, представления о фольклоре, о настоящей народной музыке. Чаще всего их знания ограничиваются не самыми интересными жанрами, или, что хуже, сувенирной музыкальной подделкой. Мы стараемся, чтобы люди помнили, знали и понимали, что народная песня, настоящая народная музыка - не экспонат на музейной полке. Она жива и современна и, к тому же, необыкновенно разнообразна, сложна, интересна и очень красива. И отказаться от нее - значит отречься и от своих корней, и от своего будущего.

 

- Каковы принципы подбора репертуара в Ансамбле?

- Если говорить о фольклоре, то на сцену, конечно, стараемся выносить наиболее яркие образцы разных жанров, чтобы было интересно и нам, и зрителям, характерно и показательно для той или иной традиции. При этом мы должны понимать, как эта песня войдет в определенную программу. К сожалению, не все песни нашего огромного репертуара сразу выходят к зрителям. Но они все ждут своего часа и места. С авторской музыкой то же самое - мы берем то, что, в первую очередь, интересно нам самим.

 

- Каково на Ваш взгляд будущее фольклора?

- Достаточно давно фольклористы бьют тревогу, что фольклор умирает. В определенном смысле это действительно так, потому что, несомненно, быстрее уходит то, что не функционально. Фольклор чрезвычайно привязан к жизни человека, он, собственно, неотъемлемая ее часть. Со временем, естественно, исчезает, вернее, перестает дальше развиваться то, без чего можно прожить. Но фольклор - очень живая материя. Он как птица феникс. Если где-то в одном месте что-то исчезло, то обязательно возродится в другом. У фольклора есть прошлое, настоящее и будущее. Фольклор просто живет. Пока человек живет, жива и мудрость народная.

 

- Как удается сохранять традиции Ансамбля?

- Мы вместе с режиссером Ансамбля Ольгой Юкечевой в меру своих сил стараемся развивать Ансамбль в направлении, заданном Покровским. В последние годы своей жизни он много преподавал в Америке, а нас с Ольгой часто оставлял «на хозяйстве». Мы научились вести и планировать работу, и знаем, что хотим в первую очередь сделать. В 2013 году у Ансамбля Покровского был 40-летний юбилей, к которому мы выпустили четыре премьеры. Эти очень разные музыкальные спектакли с народной и авторской музыкой впервые были показаны на сцене Камерного зала Дома музыки. Не думаю, что найдется много ансамблей, которые способны решиться на такое. Но все это можно было сделать только с коллективом единомышленников. Мы существуем в одной стилистике, стараемся понимать друг друга, быть на одной волне. У нас одни ценности, и все артисты хотят сохранять традиции Ансамбля и двигаться вперед. Конечно, все мы люди творческие, и случаются споры, но именно в спорах рождается истина, а в нашем случае новые программы. Ансамбль - часть нашей жизни.

 

- У Ансамбля яркие и оригинальные костюмы. Если не секрет, кто их создает ?

- Нам для выступления сейчас чаще требуются универсальные костюмы, в которых можно петь любую музыку. Конечно, есть такие программы, где мы работаем только в подлинных народных костюмах из разных областей России. Им много лет, и сами по себе они являются музейным достоянием. Хотя, разумеется, это наш сценический образ, ведь мы не надеваем, например, головных уборов, без которых настоящий народный костюм не может быть законченным. В программе, посвященной какому-то одному стилю, мы стараемся использовать костюмы этого региона. Удачной и наиболее универсальной стала костюмная коллекция из павло-посадских тканей, созданная театральной художницей Мариной Барт. Современные костюмы для нас сложнее придумать, потому что слишком многим условиям они должны отвечать. Самый первый состав артистов Ансамбля выступал часто просто в своей одежде, джинсах. В то время Дмитрий Покровский искал наиболее точное образное соответствие идее Ансамбля: фольклор - современен. Какое-то время были специально стилизованные костюмы. Потом мужчины выступали в классических костюмах, а женщины в народных. Но по большому счету, главное на сцене все равно музыка.

 

- Мария, расскажите о дальнейших творческих планах Ансамбля.

- У нас, безусловно, много задумок. Сейчас сократилось количество гастрольных поездок по стране, но мы стараемся открывать для себя новые площадки в Москве и Подмосковье. В частности, мы очень рады тому, что первый концерт Ансамбля 9 января 2016 года в Истре организовал МУП «Туристический кластер «Русская Палестина». Мы надеемся на дальнейшее взаимное сотрудничество, потому что, на мой взгляд, то чем мы занимаемся, обречено быть востребованным в современном обществе. В нашем репертуаре найдется программа, отвечающая самым разным интересам. Есть программы детские, программы авторской музыки на стихи русских поэтов, программы духовной музыки, разнообразные фольклорные и тематические программы. В самое ближайшее время Ансамбль планирует выступать в Истре 30 января в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» с концертной программой «От фольклора до авангарда». Мы приглашаем всех жителей и гостей Истринского района на наш концерт. Билеты можно приобрести в кассах музея, центра досуга «Мир» и компании «Истранет».

 

- На ваш взгляд, что привлекает зрителя?

- Например, на Западе Ансамбль стал первым коллективом, который вынес на академическую сцену вместе с классической музыкой настоящий и прежде неизвестный русский фольклор. Причем, никогда не было концертов - ни в Америке, ни в Европе, ни в Австралии специально для русскоязычной аудитории. Мы выступаем в разных филармонических, театральных, концертных залах. Для нас очень ценно, когда меняется у людей представление о каком-то национальном и культурном явлении, исчезают вековые стереотипы восприятия. После концерта всегда подходят зрители с вопросами и словами удивления и благодарности. Неужели все это-русская музыка? Для них это открытие и откровение, так как в их представлении все русское ассоциировалось только с песней «Калинка-малинка», лакированной балалайкой, красными сапожками и ничем более. Они не понимают слов, и им это и не нужно. Они чувствуют, что это настоящее и правдивое, и это им близко на общечеловеческом уровне, ведь у хорошей музыки нет никаких границ. Они слышат прекрасные незнакомые им мелодии, испытывают сильные эмоции, восхищаются энергетикой непривычного звука, узнают больше о нашей стране, часто просто заново ее для себя открывают. Кто-то из журналистов даже сказал, что наши концерты - это как прививка патриотизма. Мы рады, что люди после наших концертов и здесь, и за границей меняют к лучшему свое отношение к русской музыкальной культуре в целом.

 

- За многие годы существования Ансамбля сменилось не только несколько поколений артистов, но и несколько поколений зрителей. Каков ваш сегодняшний зритель?

- Сегодняшний зритель очень разный. Например, если у нас проходит концерт на совершенно незнакомой площадке, а в афише есть слово «фольклорный» или «народный», то на концерт придет публика интеллигентная и чаще пожилого возраста, мамы с детьми, которые учатся в музыкальных школах. Но если люди попали к нам впервые, или случайно, то они непременно придут и второй, и третий раз, станут нашими постоянными зрителями. Если сравнивать с 80-ми годами, то тогда на наши концерты было просто сложно купить билет. Все это было в новинку, впервые. Сейчас привлечь публику достаточно сложно, так как в Москве огромный выбор развлекательных мероприятий, и серьезная музыка, а уж тем более, фольклорная не стоит в первой десятке. Но мы надеемся, что думающая и неравнодушная публика, ищущая и требовательная, обязательно будет приходить на наши концерты и приводить своих детей. Настоящее искусство способно воспитывать и образовывать, оно в хорошем смысле элитарно, ему надо учить и ему надо учиться. Мы живем с вами в России, и должны знать больше о своей культуре и истории. Без этого достойное будущее просто невозможно.

                    

 

Читать на Истра.РФ

комментарий">Комментировать на Истра.РФ

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment